7 ноября 2020 года Церковь отмечает Дмитриевскую родительскую субботу

Некоторое количество дней в году посвящено по православной традиции поминовению усопших. Большая их часть выпадает на субботу. Названия у них соответствующие: родительские субботы. Один из таких поминальных дней именуется Димитриевской родительской субботой. Он замыкает своеобразный годовой круг всех существующих в православном календаре родительских суббот. В нынешнем, 2020-м году, Дмитриевская родительская суббота приходится на 7 ноября.

Дмитриевская родительская суббота

Содержание статьи:


Общие сведения о дате

Происхождение Димитриевской родительской субботы связано с другим православным праздником: днем памяти воина и великомученика Димитрия Солунского. Перед этим знаменательным христианским торжеством и была установлена в свое время родительская суббота, предназначенная для молитв и воспоминаний о покинувших сей бренный мир. История учреждения сей даты насчитывает немало веков.


Идея об установлении Димитриевской родительской субботы пришла в голову великому князю Димитрию Донскому. Предыстория этого события упоминает одно из самых знаменитых сражений в истории нашего Отечества: Куликовскую битву. Как известно, состоялось оно между князем Димитрием Иоанновичем и Мамаем. Первый вышел из Куликовской битвы победителем. Случилось сие 8 сентября 1380 года. Надо сказать, что в числе воинов князя были два инока, коих дал венценосной особе настоятель указанной выше обители – преподобный Сергий Радонежский. Звали тех монахов Андрей Ослябля и Александр Пересвет.

Димитриевская родительская суббота

Кроме того, игумен благословил Димитрия на битву с недругами. Увы, и Александр, и Андрей сложили свои головы на поле боя. Их похоронили в Старом Симонове монастыре около церкви Рождества Пресвятой Богородицы, у самых ее стен. Честно исполнив перед Родиной свой княжеский, государственный и человеческий долг, Димитрий Донской вернулся домой и, будучи человеком религиозным, набожным, не преминул зайти в Троице-Сергиеву Лавру. Там он помянул воинов-христиан, погибших от рук нечестивцев в бою. А, совершив обряд поминовения, предложил духовенству сделать сие доброй православной традицией. Тот же великий князь Димитрий Донской выступил с инициативой ежегодно вспоминать павших на поле брани русских воинов во время Куликовской битвы в конкретный день – в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского, тезки русского правителя, 26 октября по старому стилю.

Так и появилась Дмитриевская родительская суббота. По сути, день этот довольно-таки противоречив. С одной стороны, он проникнут радостью одержанной Димитрием Донским в битве с Мамаем победой, с другой – наполнен печалью о безвременно погибших в сражении на Куликовом поле православных воинов, с честью защищавших свой родной край. Получается, изначально Дмитриевская родительская суббота была предназначена для поминовения исключительно бойцов, пожертвовавших собственными жизнями ради живших на Руси людей, в том числе и своих потомков, а, значит, и нас с вами.

Однако постепенно в указанный день православные стали отдавать дань памяти вообще всем умершим: родителям, родственникам, друзьям, знакомым, любимым и усопшим в целом.

В настоящий момент Дмитриевская родительская суббота является в первую очередь датой поминовения тех, кто дал нам жизнь. В этом она, если не принимать во внимание историческую подоплеку религиозного события, ничем не отличается от других родительских суббот, установленных Церковью: Троицкой, Мясопустной, суббот во вторую и две последующие недели Великого поста. Тем не менее, важно вспомнить в этот день и о людях, не пожалевших много столетий назад своих жизней за истинную Веру, за Православие.

Народные обычаи дня

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота

Интересно, что многие православные традиции имеют языческие корни. Так обстоит дело и с родительскими субботами. Наши древние предки – славяне – испокон веков поминали усопших, устраивая на могилах родственников поминальные обеды, именуемые тризнами. Как правило, готовили кушанья, что были любимыми у безвременно ушедших в мир иной при их жизни на грешной земле.

Непосредственно в Дмитров день они омывали свое тело водой, для чего продолжительное время парились в бане. По выходе из последней славяне вновь шли на погост, дабы оставить на могилах умерших родственников по ведру с чистой водицей и свежему березовому веничку. Это делалось с мыслью о том, что покойникам тоже хочется на том свете очиститься.

Затем творили вечерний ужин. После стол застилали чистой белоснежной скатертью, на него ставили вкусные блюда для предков. Рядом оставляли полотенце и чашку с водой, чтобы усопшие, покушав, могли помыть руки и лицо по окончании трапезы, устроенной специально для них. Данная традиция имела место быть в пятницу перед Дмитровым днем.


У разных славянских народов последний поминальный день в году именовался по-разному. Так, в Беларуси и Украине бытовало наименование пятничных поминок «деды», в субботу же устраивались «бабы» - еще более скромные и постные. Соответственно, вся Димитриевская родительская неделя величалась дедовой.

В Македонии, Сербии и Черногории в стародавние времена в ночь с пятницы на субботу устраивали ужин в честь памяти своих предков. С данной целью на обеденный стол ставили хлеб, вино и святую воду. По местным поверьям души усопших должны были оценить широкий жест своих радушных потомков ровно в полночь. Кроме того, у черногорцев и сербов существовала традиция в поминальный день печь хлебцы для умерших, отличающиеся для разных полов по форме и виду. Македонцы же в родительскую субботу шли на кладбища, где на могилах покинувших мир сей оставляли еду, напитки и возжигали свечи. И в Сербии, и в Македонии непосредственно Димитриевская родительская суббота именовалась «Затворне задушнице» или «Митровске задушнице».


Дмитриевская родительская суббота

Что касается других представителей южных славян – болгар – те точно также поминают усопших в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского. Название этих поминок у них сходно с сербским и македонским, и звучит как «задушницы». Иногда день сей переносят на субботу, предшествующую Михайлову дню.

Любопытный обычай бытовал у жителей Вятской губернии. На Димитриевскую субботу селяне закалывали куретену – наседку, давшую хозяевам за свою жизнь три выводка цыплят. Мясо этой птицы использовали для приготовления блюд, входивших в число кушаний трапезы, которую организовывали для вдов.

Сегодня традиции и обычаи Димитриевской родительской субботы изменились в корне. В этот день теперь ходят в храм, где заказывают и отстаивают заупокойные службы, в том числе панихиды. Вместе с другими прихожанами в церкви православные христиане молятся об упокоении душ усопших родственников и знакомых, но прежде всего – родителей, если их уже нет в живых. В храмы приносят продукты, дабы из них приготовили поминальную трапезу и устроили благотворительные обеды. Также традиционно люди в Димитриевскую родительскую субботу посещают кладбища. Там на могилах усопших любимых молятся, плачут, говорят с покойниками, некоторые по древнему обычаю оставляют на могиле еду.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Димитриевская родительская суббота, Дмитриевская родительская суббота

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!