Праведный Симеон Верхотурский

Люди, часто читающие жития православных святых, должны были обратить свое внимание, что не слишком-то часто среди имен подвижников, прославившихся на всю странe своими подвигами во имя Господа, встречаются таковые сибирских праведников. Симеон Верхотурский – как раз-таки и есть это самое исключение из «правил». Он жил в XVII-м столетии и относился к той категории угодников Божиих, которые, будучи рожденными в зажиточной семье, отказывались от богатства во имя бедности и служения Творцу. День памяти праведного Симеона Верхотурского, посвященный такому событию, как перенесение его мощей, приходится на 25 сентября.

Праведный Симеон Верхотурский

Содержание статьи:


Житие праведного Симеона Верхотурского

О происхождении и ранних годах земного существования подвижника мало что известно. Сведения о жизни праведного Симеона Верхотурского содержатся в житии, составленном из свидетельств современников. Называется оно так: «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца».


Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII-го века в благочестивой дворянской семье, проживавшей в европейской части России. О детских годах его сведений не сохранилось. Когда святой потерял отца и мать, он оставил родительский дом и ушел на Урал. Там Симеон выбрал своим новым местом жительства сначала местечко Верхотурье. В 1620-м году подвижник поселился в 53-х километрах от прежней обители – в селе Меркушино. Большую часть своей дальнейшей жизни праведник провел именно здесь. Он тщательно скрывал от окружающих собственное знатное происхождение и был олицетворением подвига нестяжательства. Главной чертой последнего являлось так называемое «социальное опрощение».

Праведный Симеон Верхотурский

В селе Меркушино Симеон ходил в храм – местную деревянную церковь, освященную во имя святого Архангела Михаила. В летнюю пору святой уходил из деревни, уединялся на берегу реки Тулы для совершения беспрестанной молитвы, прерываясь лишь на добычу себе пропитания рыбной ловлей. В другое время подвижник занимался пошивом шуб, владея навыками портного. Это дело он выполнял и в Меркушино, и в других селах, которые обходил в поисках подобной работы. Трудился святой в крестьянских домах, но за старания свои не брал с людей никакой платы. Бывало, он даже оставлял шубу недошитой – специально, чтобы не за что ему было давать денежное вознаграждение. Заказчики не понимали такой его тактики и часто бранили Симеона, а иные и вовсе кидались на праведника с побоями. Все терпел святой, все принимал со смирением и кротостью, а после молился за своих обидчиков.

Нередко подвижника можно было найти на погосте Меркушинского села. Там он молился в одиночестве о мире и укреплении жителей Сибири в вере в единого Господа. Также проводил святой душеспасительные беседы с теми, кто внимал его речам (в основном это были вогулы). И, надо сказать, последние нередко попадали в благодатную почву подобно добрым семенам, где со временем прорастали, а позже – давали обильные плоды. Молитвы свои праведный Симеон сочетал с коленопреклонным стоянием на камне в диких, необитаемых таежных лесах. Это был еще один подвиг, неоднократно осуществляемый святым во имя Господа.

Кончина и почитание подвижника

Праведный Симеон Верхотурский отошел ко Господу в 1642-м году в селе Меркушино, где прожил практически всю свою сознательную жизнь. Похоронили его на уже упомянутом выше Меркушинском погосте при церкви святого Архангела Михаила.

В 1692-м году, спустя полвека после кончины праведника, гроб с телом Симеона Верхотурского поднялся из могилы так, что стали видны останки святого. Местные жители, увидев такое чудо, пришли к выводу, что перед ними – мощи угодника Божия, однако, как ни старались, вспомнить имя этого человека не смогли. После случившегося на месте погребения праведника начали происходить исцеления (речь идет, прежде всего, об излечении путем приложения земли с могилы святого к больному месту кожных недугов) и другие интересные, необъяснимые с рациональной точки зрения знамения. Этим заинтересовались представители Церкви, и в 1693-м году в село Меркушино прибыл направленный Сибирским архиереем для изучения сообщений о чудесах клирик Матфей. Последний отчитался спустя некоторое время о проделанной им работе митрополиту и по его указанию над могилой праведного Симеона Верхотурского был построен небольшой голбец.

Праведный Симеон Верхотурский

Спустя еще один год, а именно 18 декабря 1694 года все тот же митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий поднял вопрос об освидетельствовании мощей подвижника. Данная процедура была совершена после получения соответствующих указаний игуменом Далматовского монастыря Исааком с обычными клириками. Митрополит отправился в село Меркушино на следующий день после прибытия туда указанного выше лица с комиссией. Исаак рассказал ему, что в гробу нашли тело человека, которое практически не истлело, а еще от этих останков исходит дивный запах – настоящее благоухание. Митрополит с весомой долей скептицизма отнесся к такому заявлению, но тут же был наказан за собственные сомнения Господом: у него вдруг ни с того ни с сего заболел глаз. Игнатий быстро смекнул, что внезапный недуг есть наказание небес, и решил самостоятельно произвести освидетельствование мощей праведного Симеона Верхотурского. В итоге он обнаружил в гробу костные останки с целой плотью и истлевшее платье, в которое умерший был отправлен в последний путь. Митрополит объявил мощи нетленными, а во сне ближайшей ночью узнал имя их владельца, получив откровение. В результате Игнатий повелел называть подвижника новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном.


Вторичное освидетельствование мощей святого, а следом и перенесение их в церковь произошло 30 декабря 1694 года. Гроб с телом праведного Симеона покрыли пеленой из шелка. Тогда же митрополит дал указание собрать сведения о жизни угодника Божия. Так появилось житие святого Симеона Верхотурского и акафист, прославляющий его.

Перенесение мощей праведника

25 декабря Церковь празднует перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского из села Меркушино в город Верхотурье, в Николаевский монастырь. В церкви обители раку с мощами установили у правого клироса. На крестный ход, ознаменовавший религиозное мероприятие, дал разрешение митрополит Филофей. В 1716 году случилась беда: церковь, где находился гроб с мощами святого, была уничтожена пожаром, однако раку с останками праведника огонь не тронул. После того, как храм восстановили в 1838-м году, ее поместили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Спустя 25 лет этот придел был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского.


Праведный Симеон Верхотурский

Немало паломников стекалось в указанный храм для поклонения мощам подвижника. Но и о месте первоначального погребения народ не забывал: там со временем из-под земли забил родник с чистой ключевой водой. В 1808-м году над чудом природы выросла каменная часовня – вместо прежней деревянной.

Личность праведного Симеона Верхотурского вдохновила духовенство на создание в 1886 году в Екатеринбурге Братства святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Симеон Верхотурский, 25 сентября перенесение мощей Симеона Верхотурского

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!