Самое главное о Пушкине

Назад

Продолжение

Почему жизнеописания великих людей остаются интересны потомкам и поклонникам даже спустя сотни лет после их рождения? Ответ прост – жизнеописание известных ученых, писателей, актеров, художников либо полководцев позволяет узнать их как личность, понять причины и предпосылки переломных моментов в их судьбе.

Краткие и развернутые, документальные и художественные, жизнеописания всегда находят свою аудиторию.

Продолжаем разговор про Пушкина.

про Пушкина

Цикл "Повестей Белкина" ("Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка"), сочетающих внутреннюю полемичность (подчас - скрытую пародийность) по отношению к литературным шаблонам с глубоким символико-философским содержанием, явился по существу первым произведением классической русской прозы. Он вместил, при небольшом объёме, панораму жизни всех социальных слоев России, впервые представив современную бытовую жизнь "рядовых" людей достоянием национальной истории, имеющим общезначимый смысл.

Сюда же примыкает "История села Горюхина" - хроника обнищания крепостной деревни, полная горько-иронического обобщающего смысла. В т. н. "маленьких трагедиях"("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы") на материале разных стран и исторических эпох в предельно лаконичной форме исследуются философские и нравственные проблемы всечеловеческого масштаба (свобода, страсть и мораль; личность, общество и история; жизнь, смерть и бессмертие), раскрывается самоубийственная природа человеческого самоутверждения и произвола, извращающих понятия любви, творчества, свободы, принимающих относительные ценности за абсолютные, и даны глубочайшие образцы философско-психологической драмы.


"Сказкой о попе и о работнике его Балде" начат цикл сказок (1830-34), где Пушкин впервые использовал опыт фольклора в интересах нового, реалистического метода, воплотил в ярко национальной форме, в "наивно" укрупнённом виде ряд проблем всеобщего значения. Три цикла большой формы: "Повести Белкина", "маленькие трагедии" и сказки - связаны между собой: они исследуют жизнь на разных "уровнях" и в разных проявлениях, но в пределах единой проблематики: человеческие судьбы и закономерности жизни. Полемическая по отношению к утилитарным концепциям искусства, поэма "Домик в Коломне" заключает в нарочито непритязательном обличье бытового казуса, в виртуозной стихотворной форме и прихотливо-свободной композиции глубокие размышления о человеке и об искусстве. В Болдине создан ряд критических и публицистических статей и заметок; около 30 стихотворений, в том числе "Бесы", "Элегия", "Румяный критик мой...", "Заклинание", "Для берегов отчизны дальней", "Стихи, сочинённые ночью..." и др.

Лирическое творчество Пушкина к этому времени полностью сформировалось как "поэзия действительности" (определение И. В. Киреевского, принятое самим Пушкиным), где в процессе лирического переживания, выражающего себя неповторимо-конкретно, происходит философское познание текучей, многосторонней и противоречивой реальности в свете высших человеческих идеалов. Пафос "болдинского" творчества - общечеловеческий и одновременно глубоко национальный, актуальный в атмосфере бездуховности "железного века" и в то же время пророческий. "Болдинская осень" 1830 знаменует эпоху полного расцвета творчества Пушкина, как явления всемирного масштаба.

Пушкин и Наталья Гончарова

30 ноября 1830 Александр Сергеевич Пушкин покидает Болдино. 18 февраля 1831 в Москве он венчается с Гончаровой. 15 мая переезжает в Петербург, затем, намереваясь издавать журнал и заниматься историей, вновь поступает на государственную службу, добивается доступа к историческим архивным документам. Напряженно следя за современными событиями в Западной Европе и России (Июльская революция 1830 во Франции, Польское восстание 1830-31, бунты в военных поселениях Новгорода и Старой Руссы в 1831), он ищет путей воздействия словом писателя, журналиста и историка на правительство и общество (в т. ч. на родовое дворянство, в котором он видит оппозиционную силу) в прогрессивном духе. Однако ни получить разрешение издавать журнал, ни найти верных общественно-литературных единомышленников ему не удаётся. По мере творческого возмужания Александра Сергеевича Пушкина нарастает его одиночество, отчуждение публики и критики, вызываемое непониманием его общественной и литературной позиции, глубины его произведений.

Кроме того, с усилением реакции и полицейского произвола, с постепенным осознанием того, что родовая аристократия перестала быть активной политической силой, уступив место бюрократическому "новому дворянству", назревает спад политических иллюзий Александра Сергеевича Пушкина. Изучая историю, в частности архивные документы петровской эпохи и времён Ем. Пугачева, он начинает пересматривать прежнее отношение к деятельности Петра I как образцу государственной мудрости, снова обращается к вопросу об исторической роли социального протеста, в частности интересуется деятельностью и судьбой А. Н. Радищева, писателя, отважившегося на оппозицию без какой-либо общественной опоры. В 1832 начинается работа над романом "Дубровский"; однако замысел романа, в центре которого - мятежный дворянин-одиночка, скоро перестаёт удовлетворять Пушкина.


Оставив в начале 1833 работу над "Дубровским", он обращается к эпохе народного восстания под руководством Пугачева, вплотную приступив к историческому роману "Капитанская дочка", где продолжает начатое в "Борисе Годунове" исследование "судьбы человеческой, судьбы народной". Объективная точка зрения реализуется здесь в честном и беспристрастном рассказчике-свидетеле, который симпатизирует Пугачеву, воплощающему силу и талант народа, но остаётся верным своему дворянскому долгу. Параллельно Александр Сергеевич Пушкин работает над историческим трудом о пугачёвщине, собирает документы, изучает архивные материалы, в августе и сентябре 1833 посещает Оренбург, Казань и др. "пугачевские" места, беседует с очевидцами. Не будучи сторонником "бунта", Пушкин стремится создать строго достоверную картину событий и показать справедливость нар. возмущения.


1 октября 1833, на обратном пути с Урала, Пушкин снова приезжает в Болдино. Полтора месяца второй "болдинской осени" - период нового творческого подъёма. Пушкин заканчивает здесь "Историю Пугачева", пишет поэму "Анджело", ряд "Песен западных славян", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мёртвой царевне..." и такие вершинные произведения, как поэма "Медный всадник", повесть "Пиковая дама", стихотворение "Осень". Общий пафос "болдинского" творчества 1833 - исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей бытия. Под этим углом зрения рассматриваются философско-этические темы и современные проблемы, в частности закон и милосердие, личность и государство, извращённость буржуазного сознания, буржуазных социальных отношений и др.

В "Медном всаднике" на громадную высоту обобщения поднимается тема государства и личности, истории и отдельной судьбы, взаимоотношений человека и мира; в символическом плане извечно-трагедийных коллизий, возникающих в этих взаимоотношениях, глубокий философский смысл приобретает тема безумия ("Медный всадник", "Пиковая дама", стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума" и др.). Однако трагедийность Александр Сергеевич Пушкин трактует не как мрачную безысходность, а как присущее самой жизни динамическое свойство: в стихотворении "Осень" через трагедийность центральной темы "умирания" раскрывается связь творящего человеческого духа с неумирающими силами природы и мироздания.

Читать дальше

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!