29 июня россияне празднуют День кораблестроителя

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким! И уж конечно, праздник - не календарное понятие, он происходит там, где его чувствуют, где его ждут. За последние годы в нашей жизни многое изменилось, но тяга людей к праздникам остается важным явлением любого человека.

Отечественный календарь периодически пополняется новыми праздниками. Большинство из них носит патриотический, исторический, либо профессиональный характер. Но в 2017 году в нашей стране была учреждена дата, которая имеет комплексную смысловую нагрузку. Речь идет о Дне кораблестроителя, который отмечается 29 июня.

День кораблестроителя в России

Содержание статьи:


Информация о празднике День кораблестроителя в России

Праздник День кораблестроителя в России появился в 2017 году благодаря действиям Правительства РФ. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 30 мая 2017 года. День кораблестроителя по-другому именуется Днем судостроителя. Данная профессия в прошлом была очень важна на Руси, впрочем и сегодня она не утрачивает своей актуальности. Все потому что флот всегда составлял важную стратегическую часть отечественной армии, а для производства военных кораблей требуются квалифицированный специалисты. Как тут было не поощрить судостроителей установлением государственного профессионального праздника?

Дата проведения Дня кораблестроителя в России выбрана не случайно. В данном случае учредители Дня кораблестроителя в России ориентировались на исторические сведения, согласно которым 29 июня 1867 года царь Алексей Михайлович издал указ о начале создания корабля «Орел».


Последний являлся первым в нашей стране военным судном, появившимся в результате сделанного государством заказа. В честь своеобразного юбилея — 350 лет со дня строительства «Орла» - Правительство и ввело в российский календарь общественно-значимых событий указанную дату.

День кораблестроителя в России

Примечательно, что предложения о создании столь оригинального праздника Дня кораблестроителя в России звучали уже давно. Реализация же идеи стала возможной только после того, как в высший орган власти поступило официальное обращение соответствующего характера от руководства АО «ОСК» - акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация».

Кораблестроение у славян

День кораблестроителя в России - прекрасный повод заглянуть на страничку истории. С чего все начиналось?

Традиция строить судна для нужд страны и людей, ее населяющих, уходит своими корнями в седую древность. Об этом свидетельствуют судно, найденное на территории нашего государства и датированное V-м веком до н.э., а также наскальные рисунки на побережье Белого моря, иллюстрирующие охоту на морских животных с гарпуном. Свои первые корабли славяне сооружали из гибких деревянных прутьев по принципу корзины, а сверху драпировали изначально корой, позже — звериной кожей. Интересно, что именно от слова «кора» и произошло слово «корабль», так что это наше, русское выражение. Оно же стало основой для уже упомянутого выше понятия «корзина». Примерно в VIII в. н.э. наши предки уже вовсю бороздили просторы Каспийского, а спустя пару столетий - и Черного моря.

Первые суда с палубами были построены на Руси в XII столетии. Они предназначались для транспортировки бойцов, которые являлись не только пассажирами таких кораблей, но и надежными защитниками для гребцов. Вообще славяне отличались мастерством в деле судостроения, иначе как объяснить тот факт, что они в столь отдаленную эпоху уже умели создавать судна разных типов? Вот основные из них: шитик, ладья, карбас, раньшина.

Вклад царей

День кораблестроителя в России

Организованный характер морское кораблестроение на Руси приобрело в конце XV столетия. Именно тогда на территории нашего государства, в Соловецком монастыре, появилась первая отечественная верфь для строительства промысловых судов. В последующие два века свою лепту в российское судостроение внесли казаки, гонявшие турок на «Чайках». Данный вид кораблей строили путем набивания с боков 2-3 рядов досок. В 50-е гг. XVI-го века, кроме того, страна обзавелась двумя центрами судостроения — не без участия государя Ивана Грозного. Ими стали Казань и Астрахань.

В эпоху царствования Бориса Годунова особых перемен в отечественном кораблестроении не произошло. Этот правитель совершил многократные попытки основать, наконец-таки, полноценный военный флот в России. Однако все они оказались безуспешными.

Настоящего расцвета сфера создания кораблей достигла при Петре Великом. Император-новатор активно перенимал опыт иностранных судостроителей и внедрял его в среду русских мастеров. То же касается конструкции военных судов. Летом 1693 года трудами Петра I в Архангельске появилась первая государственная верфь, специализировавшаяся на создании военных кораблей. Спустя год на Белом море построенные к тому времени судна были объединены в первую в истории страны морскую флотилию. В последующие годы свет увидело еще несколько кораблей подобного толка: «Гото Подистанция» с 58 пушками; фрегаты «Меркурий» и «Святой Дух»; корабль «Полтава» с 54 пушечными орудиями.


Громкими событиями того времени в сфере кораблестроения можно с уверенностью назвать также закладку города Санкт-Петербурга и появление в нем самой большой верфи в российском государстве (Адмиралтейства), а еще формирование парусного флота. Конец XVIII века ознаменовался созданием Черноморского флота.

В последующие два столетия в сферу кораблестроения внедрялись новшества русских изобретателей. Так, в 1815 году был построен первый пароход, курсировавший по маршруту Петербург — Кронштадт. В 1830 году начало работу грузопассажирское судно, совместившее в своей конструкции паровой механизм и паруса. В 1848 году в России появился винтовой фрегат.

День кораблестроителя в России

Вторая половина позапрошлого века охарактеризовалась тем, что корабли стали строить из металла. Первыми железными российскими суднами являлись подводные лодки. В завершении столетия в состав военного флота были введены новенькие броненосцы. Очень важным годом для отечественного судостроения стал 1877-й. Тогда изобретатели Макаровы разработали торпедный катер. Никто до них в мире не создавал ничего подобного. Тот же год явился моментом рождения первого на планете миноносца. Что касается строительства транспортных судов, то данная сфера не имела столь масштабного развития, как конструирование военных кораблей.

Кораблестроение в СССР и современной России

Из-за гражданской войны и смены власти в развитии отечественного судостроения произошла пауза. Работа в данном направлении возобновилась только в 20-е гг. При большевиках было создано множество кораблей самого разного назначения, а не только военного характера. Последних достаточно построили перед Великой Отечественной войной. В послевоенные годы специалисты разработали совершенно новые форматы судов: научно-исследовательские и атомные.

Сегодня российское судостроение ориентировано в основном на производство военно-морской техники. Судна для армейских целей заказывают в 70% случаев. Кроме того, Россия экспортирует военные корабли — примерно 21%. По развитию же гражданского судостроения наше государство занимает аж 82-е место на планете, что является неутешительным фактом.

29 июня поздравьте знакомых судостроителей с их профессиональным праздником, с Днем кораблестроителя в России. Лучшим подарком для виновников торжества станет миниатюрная модель корабля — как постоянное напоминание о важности их деятельности!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: День кораблестроителя в России, праздник 29 июня

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!