Удивительный собор Санта-Мария-дель-Фьорево Флоренции

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, называемый также Дуомо в соответствии с наименованием площади, на которой он расположен, является одним из самых удивительных строений не только Флоренции, но и всего мира. Огромный красный купол возвышается над городом и символизирует спокойствие и защиту. И это неудивительно. Изначально собор Санта-Мария-дель-Фьоре проектировали таким образом, чтобы внутри него могло поместиться все население Флоренции. А оно тогда насчитывало около 90 тысяч человек.

собор Санта-Мария-дель-Фьорево

Содержание статьи:


История строительства собора во Флоренции

Площадь Дуомо не пустовала, до собора её украшала церковь Санта-Репарата. Но она стояла там уже более 900 лет, поэтому начала обрушиваться и потеряла свой прекрасный облик. Это была не единственная причина, по которой правители Флоренции решили возвести новый собор. Дело в том, что в период раннего Возрождения многие итальянские города переживали небывалый экономический подъём. И каждый город стремился соперничать в богатстве и благополучии с другими. Правителям Флоренции во что бы то ни стало хотелось обойти такие города как Сиена, Генуя и Пиза. Правда, они не думали, что строительство кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре так затянется.


Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Итак, в 1289 году было принято решение о сносе древней церкви Санта-Репарта и возведении огромного кафедрального собора. Архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио был выбран из числа зодчих гильдии искусств для возведения величественного сооружения. Если охватить взглядом весь период строительства, то выходит, что на возведение собора ушло около 600 лет, в течение которых строительство по очереди возглавляли 6 архитекторов.

Как известно, в Италии всегда была сильна католическая церковь под руководством папства. Легат (личный представитель папы римского) папы Бонифация VIII в начале строительства приехал лично во Флоренцию чтобы заложить первый камень в основание собора.

Это произошло в сентябре 1296 году, на торжественном мероприятии, которое собрало большое количество городских чиновников, священнослужителей и простых жителей Флоренции.

Конечно, в 13 веке строительство продвигалось достаточно медленно. Архитектор Арнольфо ди Камбио решил начать строить собор с Южной стены. Исследования показали, что окончена она была только в 1310 году, эта дата выбита под Барельефом с Благовещением. Собор должен был состоять из трех широких нефов (продолговатых помещений, ограниченных колоннами или столбами), которые бы оканчивались под огромным восьмиугольным куполом. Причём один из них должен был быть построен на месте старой церкви. Однако Арнольфо ди Камбио умер уже в 1302 году, и строительство пришлось приостановить почти на 30 лет. В 1330 году в церковь Санта-Репарата привезли мощи святого Зиновия Флорентийского, тогда правители города решили возобновить строительство. И уже на следующий год в качестве спонсоров возведения кафедрального собора выступили торговцы шерстью, имеющие свою гильдию. Великий архитектор и художник Джотто ди Бондоне, из чьих работ черпали вдохновение Рафаэль, Микеланджело и да Винчи, был выбран руководителем строительных работ. Как известно, все гении достаточно своенравны.

Поэтому Джотто не захотел продолжать труд ди Камбио, и в 1334 году начал строительство квадратной в основании колокольни, называемой в итальянской архитектуре кампаниллой. И снова смерть помешала строительству. Уже через 3 года архитектор скончался, к тому времени кампанилла обзавелась лишь первым ярусом.

До 1348 года продолжали вестись работы, но в том году во Флоренции разразилась страшная эпидемия чумы, и строительство вновь было прекращено. Через год, когда город немного отошел от болезней и смертей, работы был возобновлены. А руководил ими Франческо Таленти, талантливый архитектор, при котором строительство собора значительно продвинулось. При нем была закончена кампанелла, расширена площадь строительства, предназначенная для трансепта и апсиды. Апсида представляет собой полукруглый выступ, который находится напротив среднего нефа и накрывается куполом. Храмы эпохи проторенессанса (раннего Возрождения) строили в форме креста, трансепт являлся поперечным нефом, который как бы разрезал основную часть, деля её на главный неф и апсиду.

Следующим архитектором был Джованни ди Лаппо Гини, он разделил главный неф на 4 квадратных участка с помощью арок. Затем возведением кафедрального собора по очереди занимались Джованни д’Амброджо, Альберто Арнольди и Нери ди Фьораванте. Старая церковь Санта-Репарата была снесена только в 1375 году, а ещё через 5 лет было окончено строительство нефа.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, который и по сей день возвышается над Флоренцией, был построен к 1418 году. Однако, с возведением этой части здания всё было не так просто. Строить купол начали ещё в 1380 году, однако появились проблемы с инженерными решениями. И его возведение отложили ещё на 40 лет. Затем под руководством архитектора и скульптора Филиппо Брунеллески, наконец, он был достроен. В 1436 году собор был освещен, хотя его фасад ещё не был готов. На тот момент это был самый большой собор в мире. По приказу великого герцога Тосканского, Франческо Медичи, фасад был разобран, и строительство началось вновь. Только в 19 веке он получил оконченный вид, последний вариант фасада появился в 1887 году благодаря архитектору Эмилио де Фабрис.


Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Архитектура и интерьер

Итак, кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре выполнен в форме латинского креста, с тремя нефами, полукруглой апсидой и боковыми трансептами. В архитектурный комплекс входит и кампанелла, которую Карл V в своё время назвал великой драгоценностью. Его грандиозные размеры в совокупности с изяществом архитектуры будто обозначили окончание эпохи Средневековья и начало новой прекрасной эпохи Возрождения.


Фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре, который строился так долго, действительно стоит того. Его украшают цветные мраморные панели, выполненные в неоготическом стиле. Они имеют розовый, белый и зеленый оттенки. В его верхней части можно увидеть статую Девы Марии с младенцем и 12 апостолов, расположенных по обе стороны от неё. На входе в собор туристов ожидают прекрасные картины из жизни Мадонны, украшающие бронзовые двери огромного размера. Внимание всех притягивает необычный часовой циферблат, расположенный над главным входом. Его украшают портреты четырех пророков. Они были созданы итальянским мастером Уччелло в середине 15 века, и по сей день являются прекрасным примером работы часовщиков и настоящим произведением искусства. Интересен тот факт, что стрелка часов движется в обратную сторону. В мире есть только один крупный аналог такому устройству – часы в Праге, на ратуше еврейского квартала.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Отдельно нужно выделить купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Он уже давно является символом Флоренции, и неудивительно. Одновременно гигантское и прекрасное здание притягивает взгляды. По сей день он считается одним из самых прекрасных творений архитектуры эпохи Возрождения. А в современном мире он имеет статус самого крупного кирпичного купола. Внутри сооружение восхищает ещё больше, чем снаружи. Интерьер собора выполнен одновременно в строгом и возвышенном стиле. Огромные колонны, облицованные мрамором, заставляют чувствовать себя песчинкой в огромном мире. Вместе с тем благодаря множеству окон, фресок, узорчатой галерее и пилястрам собор выглядит воздушно. Пол выполнен из узорчатого мрамора, над ним трудились многие известные мастера, в том числе и Баччио. Он же работал над прекрасным алтарем, окруженным апсидами. Нефы украшают фрески, среди них особенно выделяются две работы - изображения конных статуй кондотьеров Никколо даТолентино и Джованни Акуто. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре внутри не менее прекрасен, чем снаружи. Он весь расписан библейскими сценами. Он перекликается с витражами 44 окон собора, которые также украшены изображениями Христа и Девы Марии, а также сценами из Старого и Нового завета.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Автор: Артанова Наталья

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!