Красота и здоровье волос. Прическа. История развития прически


Красота и здоровье волос. Прическа. История развития прически

Прическа. История развития прически

Как правило, в прическах находили свое отражение те же принципы, которые царили в данную эпоху в искусстве. Уже древние египтяне перенесли в прическу ту же геометричность, которая господствовала в их архитектуре и орнаменте. Начиная с периода Нового царства, а ведь это 1555—1090 годы до нашей эры, основной прической для знатных мужчин и женщин становится парик из волос, бараньей шерсти, луба, хлопчатобумажной или льняной окрашенной ткани. Находились такие щеголи-аристократы, которые носили особый двойной парик.

Фараон в повседневном быту носил округлый парик, состоящий из множества косичек, пропитанных душистыми маслами. Для торжественных случаев у фараонов существовали специальные головные уборы.

Принцы Древнего царства носили такие же парики, как и знать, но со специальной накладной плетеной или собранной золотым кольцом в пучок косой, которую прикрепляли сбоку от шапочки или парика.

Слуги, прислуживающие в храмах, усадьбах и при дворе, ходили в париках из более простых, чем человеческий волос материалов — луб, папирус, ткань.

Самыми «модными» прическами среди коротких женских париков можно назвать две: парик, плоский сверху на темени и формирующий по бокам головы заплетенные и ровно подстриженные снизу массы волос (вспомните современную стрижку каре) и полукруглый шлемоподобный парик со сплетенными тонкими косичками, подчеркивающий шарообразность головы и слоисто спускающийся на уши двумя треугольными языками.


В Древней Греции царила эстетика, основанная на гармонии и равновесии, чувстве меры и естественности, сочетании чувственной непосредственности и разумной конструктивности. Поэтому мы не увидим в Древней Греции париков. В подражание естественно вьющимся волосам греки завивали волосы специальным приспособлением. Они культивировали светлые волосы и научились хорошо их окрашивать. Здесь прически отличаются большим разнообразием фасонов стрижек. Как и в других видах искусства, древние греки даже в парикмахерском деле создали образец, ставший классикой. В парикмахерском искусстве таким образцом считается прическа «коримбос». Она без изменений дошла до нашего времени и пользуется популярностью. В этой прическе волосы расчесаны на прямой пробор, а на затылке собраны в пучок или узел, отдельные пряди (они могли быть завитыми) спущены вниз вдоль щек, уши полузакрыты.

Древнегреческие парикмахеры умели не только красить волосы, плести косы и узлы — они уже делали горячую завивку и стрижку. Причем, греки выполняли стрижку в современном понимании этого слова. Они не просто подрезали волосы, а делали формообразующую стрижку, как основу для получения прически после завивки волос.

В Древней Греции, как и в Древнем Египте, активно использовались различные благовония, мази, краски, масла, притирания. Но, в отличие от Египта, где косметикой пользовались, как правило, с декоративными целями, в Греции она приобретает также гигиенический характер.

Древний Рим привнес в парикмахерское дело первые, хоть и несовершенные, щипцы для завивки; римляне ввели в обиход холодный способ укладки волос (как пальцами, так и при помощи появившихся к тому времени бигуди). Им был также известен метод осветления волос с помощью щелочного мыла. Римлянки создавали на своей голове сложные прически, основанные на специальном каркасе.

В средние века этому буйству фантазии пришел конец. Женщины начали скрывать волосы под накидкой, и сложные прически стали не нужны. Только в XIII веке люди опять начинают завиваться. Мужчины в это время даже украшали свои волосы цветами, а девушки носили золотые венки и сверкающие диадемы. В XVI веке, когда в моду снова вошли блондинки, итальянки кинулись спешно осветлять свои волосы. Для этого волосы рассыпали по полям специальной шляпы и часами мучились на солнце. В золотистые пряди вплетали нити жемчуга и кораллов, украшали их сеточками и накидками. В это время дамы выщипывали брови и подбривали волосы надо лбом, чтобы тот казался выше.

С XVIII века законодательницей мод становится Франция. Стиль барокко находит выражение в преувеличенных формах, возвращаются парики и шиньоны. Парик опять стал признаком власти и богатства и сохранился до наших дней в костюме английских судей. Потребность в париках была столь велика, что в первые годы своего царствования Людовик XIV ввел в штат обслуживающего персонала двора 500 парикмахеров.

Именно во второй половине XVIII века искусство парикмахера достигает наивысшего расцвета. Королева Мария-Антуанетта поразила всех великолепной прической высотой 70 см. Прическа была основана на каркасе (вспомните римлянок), а на ее сооружение уходило 5—6 часов. Такое произведение искусства создавалось в несколько приемов, украшалось самым невероятным образом.

Дамы носили на головах натюрморты из цветов, лент и перьев, корабли с парусами, ветряные мельницы и беседки. Прическам давались сотни фантастических названий. А мужчины стойко заплетали скромную косичку. В это время сложнейших причесок парикмахеры пользовались большим почетом.

В годы бурных революционных потрясений во Франции моды на те или иные прически мелькают, как в калейдоскопе, и отражают часто не столько эстетические, сколько политические идеалы. Нередко они возникают как отклик на повседневные события. В моду входят короткие волосы, их лишь слегка завивают на концах.


К власти приходит новый класс — буржуазия. После революционного периода, когда почти не носили драгоценностей (модными были только украшения, сделанные из камней разрушенной Бастилии), вновь входит в обиход богатое убранство. В прическах отдается предпочтение античным формам и мотивам.

Развитие европейской моды в XIX веке опять вдохнуло жизнь в парикмахерское искусство. Прически вновь становятся сложными и замысловатыми, с обилием пышных локонов, стоячих петель и кос. Волосы украшаются лентами, цветами, кружевами, бантиками.

В первое десятилетие XX века женские прически остаются еще пышными и декоративными. Но в 1920 году мода повергает людей в шок — появляются женщины, постриженные «под мальчика». Ранее, в 1906 году, в Германии Карл Несслер изобрел термическую, так называемую шестимесячную завивку, «дающую возможность всем стать красивыми». В это же время химиками был открыт парафенилендиамин — краситель, входящий почти во все рецепты современных красок для волос. Благодаря этим двум событиям, мода окончательно покидает королевские дворцы, становится доступной массам. Теперь ее определяют не короли и королевы, а звезды эстрады и кино. Новые идеалы диктуют макияж модной женщины, цвет ее волос, размер рта, разрез глаз, оптимистическую улыбку или маску отрешенности.


С помощью современных средств и хорошего парикмахера сегодня можно легко кардинально изменить свою внешность. Но... все-таки стремление иметь «свои» пышные, блестящие, здоровые волосы остается мечтой женщины всегда.

На волосах отражается состояние здоровья человека. Любое заболевание, усталость, недостаток витаминов и минеральных веществ очень быстро приводят к ухудшению внешнего вида волос. Поэтому путь к хорошим волосам должен начинаться с правильного питания и здорового образа жизни. Слишком теплые, тяжелые меховые шапки, недостаток физической активности, жирная и сладкая пища, ну и, конечно же, не самая благоприятная экологическая обстановка наших городов приводят к тому, что волосы теряют блеск, становятся ломкими, тусклыми, секутся на концах и выпадают.

Красота и здоровье волос

Вернуться в начало раздела Уход за телом
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!