Великорецкий крестный ход - крупнейшее мероприятие подобного толка

Религиозная практика православной христианской церкви основана на достаточном количестве обрядов и таинств. Это и Божественная литургия, и панихиды, и Крещение, и Венчание, и соборование, и елеопомазание - всего не перечислишь. Особое место в этом изобилии занимают крестные ходы. Их, как правило, приурочивают к тому или иному большому празднику либо инициируют в честь почитаемой верующими иконы. Последнее относится напрямую к Великорецкому крестному ходу, организуемому ежегодно в первых числах лета, а именно 3 июня, как дань памяти о величайшем событии Вятской земли: явлении Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца. Это одно из крупнейших мероприятий подобного толка, неумолимо пополняющее свои ряды паломниками со всего мира.

Великорецкий крестный ход

Содержание статьи:


Из глубины веков

Начало важный в церковной жизни обряд, наделенный глубоким религиозным и философским смыслом, берет в XV веке, у самых истоков последнего. Великорецкий крестный ход на первых порах совершали вплавь, на лодках по двум рекам: Великой и Вятке.

Происходило данное событие обычно в первое воскресение после праздника 22 мая - Дня перенесения святых мощей Святителя Николая Чудотворца в Бар-град. Спустя десятилетия, во второй половине упомянутого выше столетия указанная дата изменилась по благословению епископа Вятского Александра на 24/6 июня. По суше паломники во главе со священнослужителями стали передвигаться в рамках Великорецкого крестного хода уже в XVI веке. Разработанный в 1778 году маршрут актуален и сегодня. Кстати, изменить древним традициям церковь заставила опасность, исходящая от языческих племен, обитавших в то время в Вятском крае и совершавших набеги, пользуясь речным путем - подавляющее большинство людей тогда преимущественно перемещались именно посредством рек. Теперь и поныне сухопутный маршрут таков: Вятка (Киров) - река Великая (с.Великорецкое) - Вятка (Киров).


Великорецкий крестный ход

Конечный пункт Великорецкого крестного хода - место явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского. Паломники заходили в деревни, встававшие на их дороге, священники проводили в этих населенных пунктах молебны. Можно назвать несколько таких старинных сел: Монастырское, Бобино, Горохово, Филейское, Медяны. Жители деревень всегда испытывали благоговейный трепет и искреннюю радость, как только крестный ход проходил через их местность. Эти простые люди относились к участникам религиозного мероприятия как к самоотверженным подвижникам. То и вправду был и есть настоящий «подвиг молитвенного делания»: шутка ли преодолеть на своих двоих расстояние в 150 км, при этом ночевать под открытым небом, в обществе нестерпимого зноя и мошкары!

С течением времени крестный ход превратился в традицию. О нем в XIX веке упоминали в литературных произведениях писатели, совершенно справедливо считающиеся сегодня классиками. К примеру, М.Е. Салтыков-Щедрин включил описание Великорецкого крестного хода в свой рассказ под названием «Общая картина». С наступлением же ХХ столетия шествие паломников и священнослужителей с хоругвями, образами и крестами обзавелось военным оркестром. Музыка, исполняемая им, причудливо сливалась со звуками церковных песнопений. В Великорецком крестном ходе на тот момент принимали участие люди разных сословий. Тут можно было заметить и чиновников, и гимназистов, и военных, и обычных горожан, и представителей крестьянского народа.

Великорецкий крестный ход

Советский период

Великая Октябрьская революция внесла кардинальные изменения в само существование Великорецкого Крестного хода. Декрет новоиспеченного правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, а точнее - специальная инструкция, прилагаемая к этому документу, гласила следующее: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». Надо сказать, данное указание практически никак не сказалось на проведении Великорецкого крестного хода в первые годы, однако потом все усугубилось. В 20-е гг. прошлого столетия большевики захватили кафедральный собор и чудотворный Великорецкий образ святителя Николая.

Спустя около десяти лет икона и вовсе исчезла, что явилось причиной прекращения практики одноименного крестного хода. Однако верующих это не остановило - именно в тот момент активизировалось паломническое движение и люди самостоятельно шли к месту явления чудотворного образа с образками святителя Николая в руках. Советскому правительству сие, разумеется, пришлось не по нраву. Начались полноценные, масштабные гонения на Церковь. Множество паломников были арестованы и даже погибали за веру.

В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Притеснение православных христиан временно остановилось, верующие же продолжали оставаться преданными традиции ежегодного шествия к месту явления чудесного образа святителя Николая. С приходом к власти в СССР Хрущева страну накрыла новая волна жестоких репрессий и гонений на религиозной почве. Последовали массовые закрытия храмов, а в 1959 году был обнародован официальный запрет совершения паломничества на реку Великую.


Великорецкий крестный ход

Верующих буквально ловили в лесах и отвозили подальше от места явления иконы. Но и это не сломило дух и желание продолжать шествие в святую землю православных христиан: они тайно пробирались по тропам по нескольку человек в группах, а то и по одиночке.

Возрождение традиции

Переломным моментом в отношениях советской власти и церкви стал 1989 год. Тогда же архиепископ Хрисанф, назначенный на Кировскую кафедру в апреле 1978 года, попросил большевиков снять запрет на проведение Великорецкого крестного хода, и получил положительный ответ правительства, но лишь частичный. Было разрешено организовывать богослужение на реке Великой, само же шествие предложили осуществлять не по привычному маршруту, а от села Чудинова, что находится в семи км от села Великорецкого. Архиепископ согласился, ведь иного выбора не оказалось. В организации первого после большого перерыва крестного хода ему помогал секретарь епархии - протоиерей Александр Могилев. Именно он выступил с идеей проведения литургии 6 июня прямо на реке Великой в так называемом походном храме. Что удивительно, эта инициатива была не просто одобрена владыкой, но стала традиционной практикой, действующей и поныне.

Вынужденно измененный маршрут Великорецкого крестного хода просуществовал до 1992 года. После в свои права вступил исторически сложившийся сухопутный путь шествия. Уже в XXI веке, наконец, преобразилось село Великорецкое - колыбель чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, ради явления которой и организуют крупнейший в России крестный ход. В 2005 году здесь открыли Николо-Великорецкий мужской монастырь.

Наместником обители стал игумен Тихон (Меркушев), десять лет возглавлявший благодатное шествие паломников. После началось восстановление разрушенных в советское время православных храмов, налаживание церковного в селе быта, продолжающееся и в наши дни.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 3 июня, Великорецкий крестный ход

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!