Житие Преподобного Максима Грека

Святые – особенные люди. В отличие от простых смертных они не бегут от трудностей и не пытаются их решить в свою пользу, а примиряются с ними. Подвижники благочестия с радостью расстаются со своим богатством, будучи людьми зажиточными, и не стремятся избавиться от нищеты, если таковая имеет место быть в их земном существовании изначально. Беспрестанные молитвы и пост для Божьих избранников – единственно верный, желанный образ жизни, а вовсе не бремя. Одним из таких необыкновенных людей был Преподобный Максим Грек, день памяти которого Православная церковь отмечает ежегодно 3 февраля.

Преподобный Максим Грек

Содержание статьи:


Детство и юность

Преподобный Максим Грек родился в 1470 году в греческом городе Арта. Родители его Ирина и Эммануил происходили из знатного рода Триолис, к тому же являлись родственниками одного из Константинопольских Патриархов. Оба слыли необыкновенно грамотными людьми, по образованию были философами. Эммануил занимал должность военного советника при императорском дворе. Понятно, что семья подвижника не нуждалась в деньгах, однако данный факт никак не повлиял на нравственность его родителей.


Эммануил и Ирина являлись православными христианами, жили благочестиво, преумножая добродетели, посему и сына своего воспитали в страхе Божьем. Нарекли мальчика Михаилом.

В 10 лет будущий святой Максим Грек по воле родительской отправился на о. Корфу, находившийся в тот момент под управлением венецианцев, для обучения грамоте. В частности, Михаил изучал там классические дисциплины под неусыпным контролем учителя Иоанна Мосхоса. Спустя 12 лет юноша поехал в Италию, юг которой считался центром греческого образования и схоластики. Параллельно с получением знаний будущий подвижник благочестия путешествовал по средиземноморскому государству, посещал он и другие страны. В ряду интеллектуальных увлечений молодого человека числились гуманистические теории, благодаря которым Михаил проникся искренним интересом к философии и античной литературе. На протяжении 4-х лет юноша преподавал греческий язык в Венеции, работая одновременно секретарем Джованни Пико де ла Мирандолы. Свою трудовую занятость Максим Грек совмещал с переписыванием священных текстов.

Духовная стезя святого

Вторжение в Венецию французов перекроило жизнь Михаила. Ему пришлось перебраться в Баварию, где юноша принял монашеский постриг в доминиканской обители св. Марка. Однако пребывание в католичестве молодого человека было недолгим. Большую роль в изменении его религиозных взглядов сыграл учитель Иоанн Ласкарис. Человек этот дал Михаилу совет отправиться на Афонскую гору в монастырь Ватопед, что молодой человек и сделал. В 1505 году будущий святой постригся в монахи с именем Максим в честь преподобного Максима Исповедника.

Интересно, что в Ватопедском монастыре православный подвижник нашел применение и своему таланту переписчика. В обители была замечательная библиотека, которую Максим Грек любил посещать. Он не на шутку увлекся трудами преподобного Иоанна Дамаскина. Одновременно с этим подвижник благочестия написал канон св. Иоанну Предтече. Такова была первая ступень к осуществлению духовно-литературной деятельности Максима. Основным же его послушанием в тот период служил сбор милостыни для монастырей Афона.

Переломным моментом и одновременно отправной точкой стал юбилейный для Максима 1515-й год. На святую гору Афон Великий князь Василий Московский послал гонцов, с которыми передал монахам важную просьбу: прислать в Москву компетентного переводчика с большим опытом для корректирования текстов, написанных на греко-славянском языке, и в дополнении ко всему прочему для осуществления новых переводов. Нетрудно догадаться, кто стал этим лицом - конечно же, Максим Грек. Вместе с двумя переписчиками из братии он, спустя три года, поехал в Москву.

Преподобный Максим Грек

Работа в России

Местом жительства в Златоглавой афонского послушника стал Чудов монастырь Кремля.


Сначала Максим Грек занялся переводом греческой Псалтири на латынь, успешно выполнив эту работу. Полученные от подвижника тексты русские специалисты переложили на церковно-славянский язык. Введением к изданию, появившемуся спустя 1,5 года, являлось переведенное письмо Максима Великого, которое он адресовал князю Василию.

Правитель по достоинству оценил работы греческого монаха и двух его помощников. Последних он отослал обратно на Афон, вознаградив, а Максима оставил для продолжения работы в Москве. Следующим заданием для подвижника стал перевод книги Деяний Апостолов. Потом были отдельные части Номоканона, комментарии св. Иоанна Златоуста к святому Евангелию от Матфея и Иоанна, отрывки из книги Есфири и прочие труды. Его перу принадлежали исправленные издания славянского Евангелия, некоторых богослужебных книг.

Титанический труд греческого монаха имел двойственные последствия. С одной стороны переводчик, благодаря своей работе, обзавелся поклонниками из среды влиятельных русских православных людей, с другой – Максим Грек навлек на себя общественное недовольство, обличая еретические учения и литературные труды, исправляя многочисленные богослужебные книги, критикуя недостаточные знания местных жителей собственной веры.


Последней каплей стало его вмешательство в спор, происходивший между преп. Иосифом Волоцким и преп. Нилом Сорским по поводу необходимости обогащения монастырей или отсутствия таковой. Максим Грек поддержал благочестивые настроения второго, тем самым подписав себе приговор.

Заточение и смерть Максима Грека

В 1521 году должность митрополита Варлаама занял Даниил – ученик умершего к тому времени преп. Иосифа Волоцкого. Отношение к греческому подвижнику-нестяжателю князя Василия испортилось, стало враждебным, разговор с турецким послом послужил поводом к обвинению в государственной измене. В итоге несколько человек из окружения преподобного Максима были преданы казни, сам монах – отлучен от Церкви и заточен в Волокамский монастырь. Там, подвергнутый тяжким обвинениям в еретичестве, он провел 6 долгих лет. Подвижник вынужден был ютиться в сырой, темной келье, практически голодать, находиться в изоляции от внешнего мира. Но Максиму явился в видении Ангел и обещал за все страдания достижение Царства Божия.

Враги же не успокаивались. На втором заседании суда в 1531 году монаха обвинили в колдовстве, приписав монаху перевод, им не осуществленный. Место заключения Максима сменили на Тверской Отрочь монастырь. Настоятель обители с большим уважением отнесся к узнику и позаботился о предоставлении тому необходимых удобств. В 1533 году умер князь Василий, но Максим Грек не был отпущен на свободу.

За освобождение греческого монаха ходатайствовали разные лица, однако безрезультатно. В конце концов, свободу даровали узнику в 1551 году по воле самого провозгласившего отлучение Максима от Церкви митрополита Даниила после настойчивых просьб монаха.

Максим Грек умер 21 января 1556 года в Троице-Сергиевой Лавре. Похоронили его близ стен монастыря, причислили к лику святых после спасения им царя Федора Иоанновича, чуть не погибшего в сражении со шведами. Чествуют же святого до сих пор.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: праздник 3 февраля, Преподобный Максим Грек

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!