14 ноября планета празднует Международный день логопеда

Чуть ли не каждый второй человек, если не первый, чье детство прошло на территории Советского Союза, был в свое время отведен родителями к врачу, исправляющему дефекты речи. Имеется в виду, конечно же, логопед. Специалисты этой направленности успешно работают с детьми и сегодня, однако с эпохой СССР их деятельность ассоциируется намного ярче. Как и многие представители самых разных профессий, врачи-логопеды отмечают раз в году свой профессиональный праздник. Международный день логопеда выпадает каждый раз на 14 ноября, в преддверье зимы.

Международный день логопеда

Содержание статьи:


Историческая справка

Международный день логопеда существует на протяжении более пятнадцати лет. Впервые его стали праздновать 14 ноября 2004 года, когда было постановлено внести в календарь общественно значимых событий международного характера эту дату, посвященную узкоспециализированным медицинским работникам.

Международный день логопеда - прекрасный повод заглянуть на страничку истории.

История указанной профессии уходит своими корнями в далекие времена. В арсенале у первых докторов, занимающихся исправлением дефектов речи в XVII-м столетии, не было особо эффективных способов. Потому они имели возможность устранять лишь небольшие отклонения в произношении слов и звуков.


Указанные специалисты имели педагогическое образование и отличный слух, потому могли обучать детей, страдающих тугоухостью либо полным отсутствием способности слышать. Упор в то время делался именно на слух: невозможность выговорить определенные буквы алфавита считалась нормальным явлением либо его пытались устранить чисто медицинскими способами.

Международный день логопеда

Абсолютно иную степень развития логопедия получила лишь на исходе позапрошлого века. Именно тогда были разработаны доселе неизвестные методы анализа, понимания и передачи речи. Их тотчас взяли на вооружение в своей практике, и весьма успешно представители семейного врачебного подряда: А. Мелвилл и А. Грэхем Белл – отец и отпрыск.

В середине XX-го столетия в науке, основанной на исправлении речевых недостатков, произошли еще более существенные перемены. Свет увидели усовершенствованные способы ликвидации дефектов речи, новейшие подходы и терапевтические направления, применяющиеся с учетом психологических причин и влияющих на формирование неправильной речи отрицательных факторов. Постепенное оттачивание имеющихся решений, используемых в работе специалистов, позволило получить на выходе современную логопедию, которой мы располагаем сегодня. Нынешняя дисциплина, базирующаяся на дефектологии, а также психологии, языкознании и физиологии, является в настоящий момент системным явлением, оказывающим колоссальное воздействие на становление и развитие психики.

Особенности профессии

В Международный день логопеда об особенностях профессии. Как уже упоминалось выше, борьба с недостатками и дефектами речи составляет основу работы врача логопеда. Вопреки распространенному массовому мнению, специалист этот решает проблемы, связанные не только с произношением. Предметом его исследований и коррекции при помощи доступных врачу методов и средств являются также неурядицы с тембром, темпом, заикание, речевые отклонения, спровоцированные патологией нервной системы и физическими причинами.

Международный день логопеда

Для успешной реализации себя как специалиста, врач логопед должен обладать рядом конкретных личностных и профессиональных качеств и навыков. К основным из них относятся терпение, тактичность, индивидуальный подход к пациенту, дипломатичность, доброжелательность, корректность. Логопед – это всегда немножко психолог, без знания человеческой психики работать доктором по устранению речевых дефектов нереально. Специалист столь узкой направленности обязан в совершенстве владеть всем набором используемых в тех или иных случаях способов и инструментов, уметь выбрать наиболее подходящую в конкретной ситуации методику. Знания логопеда также должны быть обширными. Это предусмотрено в образовательных учреждениях, готовящих таких специалистов. В их стенах молодые люди изучают детскую психологию, педагогику, определенные разделы медицины и анатомии. По окончании учебного заведения выпускник может работать как с детьми и взрослыми личностями (коррекция речи), так и с пожилыми гражданами (восстанавливающая работа).

Деятельность врача логопеда состоит из разного рода действий. Вот они:

  • осмотр пациента, диагностирование отклонения;
  • выбор способа терапии;
  • осуществление занятий с пациентом по устранению дефектов речи в очном режиме;
  • вменение в обязанность клиенту выполнение для достижения нужного эффекта и закрепления полученного результата так называемых домашних заданий;
  • оценка итогов работы с пациентом, успехов клиента;
  • выдача заключения.

Врача логопеда можно встретить в детском саду, школе, центре реабилитации. Данный специалист способен работать в обычной детской поликлиники или вести частную практику в частной же клинике. Для получения профессии логопеда следует поступать в педагогический ВУЗ. Однако на высокую заработную плату по окончании учебного заведения и в начале практики рассчитывать не стоит, если только это не упомянутая выше частная практика.


Международный день логопеда

Профессия логопеда имеет вполне конкретные риски. Они связаны с тем, что зависимость между компетенцией, профессионализмом специалиста и успешным результатом его работы с клиентом не слишком высока. Особенно это характерно для ситуаций, когда врач имеет дело с врожденными дефектами рта, носа и челюсти. Последние можно ликвидировать операционным путем, однако и это не гарантирует получение на выходе нужного эффекта.

Виды нарушений речи

Существует огромное разнообразие речевых дефектов и отклонений. Единой классификации их по сей день никто не создал, хотя попытки расставить все по полочкам производились не раз. Причина в том, что человек не обладает специфическими органами, предназначенными только для осуществления речи. То же самое актуально и для систем, при помощи которых представитель Homo sapiens может воспринимать, анализировать и осознавать речь себе подобного, да и свою собственную. Все это породило действующую сегодня смежность дисциплин: логопедии и дефектологии, логопедии и фониатрии и т.п.

И все же выделить речевые отклонения, объединенные каким-то общим признаком, бесспорно, можно.

  • Нарушения произношения звуков. Они ведут к тому, что страдает экспрессивная сторона речи. Такие нарушения вызваны физическими недостатками: наличием у пациента «волчьей пасти» и «заячьей губы». В эту же группу отклонений относят невнятную речь, нарушения озвончения и смягчения согласных звуков (шепелявость, картавость).
  • Голосовые нарушения. Это гнусавость, диафония, ринофония, афония.
  • Нарушения, связанные с речевыми ритмом и темпом. Яркий пример – заикание. Данную категорию нарушений образуют также брадилалия и спотыкание.
  • Нарушения, связанные с импрессивной стороной речевого навыка. Это расстройства, относящиеся к пониманию и восприятию речи. В данном случае логопед имеет дело с различными вариациями афазий.

Поздравьте знакомых логопедов с их профессиональным праздником 14 ноября, с Международным днем логопеда и пусть они почувствуют значимость своего труда!

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Международный день логопеда, Праздник 14 ноября

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!