Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423)

Практически ежедневно в православной христианской традиции верующие вспоминают то или иное событие церковной жизни или из библейской истории. Даты рождения и смерти святых, апостолов, преподобных, блаженных; события, связанные непосредственно с личностью Иисуса Христа или его Матери – Девы Марии; чествование икон, изображающих Богородицу – перечислить все возможные праздники религиозного толка невозможно. 7 марта церковь тоже отмечает значимую дату: обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423). Давайте познакомимся поближе с этим событием и узнаем, останки каких именно избранников Божьих (обретение мощей мучеников) были обретены в столь важный для православного мира день 7 марта.

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423)

Содержание статьи:


Историческая справка

В первую очередь следует выяснить, как появился христианский праздник 7 марта, Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Для этого необходимо вспомнить время, ознаменовавшееся осуществляемыми язычниками гонениями на христиан. В ту эпоху тысячи людей, исповедовавших слово Божие, подверглись нечеловеческим пыткам и в итоге приняли смерть за Христа, ставшую для них освобождением. Тела подвижников благочестия, как правило, после гибели тайно забирали христиане с тем, чтобы предать земле в местах, где никто не смог бы добраться до покойников.


Одним из таких погребальных участков стала территория, располагавшаяся близ городских башни и ворот в Константинополе (Царьграде). Здесь захоронили множество мучеников, пострадавших за Сына Божия. Имена же их остались в большинстве своем неизвестны Церкви. Указанная местность называлась Евгенией, башня и ворота носили имя Евгениевых, отсюда и название церковного праздника 7 марта – «обретение мощей мучеников, иже во Евгении». Возможно, в данном восточном предместье византийской столицы находилась некогда церковь святой Евгении, от которой часть стольного града и получила такое свое название.

В дальнейшем Господь начал являть чудесные знамения на месте погребения своих избранников. В основном это были исцеления болезней духовных и физических, происходившие в обилии. Люди поняли, что место, на котором Бог дарует им милость свою, непростое. Так оно и оказалось, когда на чудесном участке земли обнаружились мощи погибших за веру христиан. Останки избранников Божьих верующие торжественно перенесли в храм. Спустя же 7 веков на месте обретения мощей святых мучеников Константинополя по приказу тогдашнего правителя византийского Андроника I Коломнина (1120-1185) была воздвигнута пышная, красиво убранная церковь, освященная в честь святого, покровительствовавшего императору.

Житие святого апостола Андроника и его супруги Иунии

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423)

В этот весенний праздник, в день Обретения мощей мучеников, иже во Евгении, обязательно нужно вспомнить житие Божьих избранников - святого апостола Андроника и его супруги Иунии.

Среди безымянных мучеников, чьи мощи обрели близ башни и ворот Евгениевых в Царьграде, находились также тела известных церкви избранников Божьих. Это один из 70-ти апостолов Андроник и его жена и соратница Иуния. Об этих праведниках написано в «Послании апостола Павла к Римлянам»: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде всех меня уверовавших во Христа».

Уже одно это высказывание, увековеченное в письме, свидетельствует об иудейском происхождении супругов. Историки предполагают, что и Андроник, и Иуния, скорее всего, были из страны Киликии, города Тарса, как и упомянутый выше апостол Павел. Кроме того, из «Послания к Римлянам» следует: оба мученика уверовали в Иисуса раньше, чем сам апостол Павел. Правда, место осуществления этого события не указывается, однако согласно утверждению специалистов, Андроник с Иунией находились в тот момент в Иерусалиме, а благовестие о Сыне Божьем пронесли из Израильской земли в римскую столицу.

Сложно сказать, как именно жили прославленные супруги. Об их земном существовании практически не сохранилось никаких исторических сведений. То же касается деятельности избранников Божьих. Имеется только общая информация, но и ее будет вполне достаточно, чтобы понять: святые супруги вели праведный образ жизни и любили Христа искренне, от всего сердца.

В греческом документальном источнике под названием «Четьи Минеи» под 17-м числом зафиксировано: «сей апостол Христов и мученик, как крылатый (орел) облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния, которая, презревши мир, жила только во Христе.

Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги и, отдав общечеловеческий долг – смерти, отошли к жизни вечной».

Есть некоторые сведения и в аналогичном документальном источнике славян. Там написано о святых мучениках-супругах почти то же, что и в греческих Четьи Минеях, и добавлено: «они приняли венцы апостольства и мученичества, так как много пострадали от неверных и мощи их впоследствии обретены были в Евгенийских селениях в царствование Аркадия».

Еще один источник – первое послание к Коринфянам святого Климента Римского – указывает на тюремное заключение, коему подверглись избранники Божии, супруги благочестивые Андроник и Иуния. В принципе, в «Послании» есть фразы, указывающие на это не прямо, а косвенно, так как относятся к апостолу Павлу: «… семь раз был в узах темничных». В церковных текстах имеется похожая информация: «кая темница не име тя юзника? Кая же церковь не имать тя витию?». Более всего известно из истории о тюремном заключении апостола Павла в Риме.


Вывод напрашивается сам собой: супруги Андроник и Иуния разделяли, пребывая в этом городе в то время, его участь.

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423)

Гибель святых мучеников и обретение их мощей

Но, по всей видимости, не так уж и долго длился период ареста двух из Божьих избранников, погребенных в конце концов в Евгении. Андроник с Иунией продолжали проповедовать учение Иисуса Христа – Евангелие – по всем городам и весям. Этому благоприятствовало еще и то, что святой Андроник являлся епископом Паннонии. Супруги успешно боролись речами медоточивыми с язычеством и насаждали христианство.


Что касается гибели святых мучеников, некоторые источники утверждают, что кончина избранников Божиих была мирной и тихой. Но у историков есть все основания полагать: благочестивые супруги пострадали за веру в Христа до собственной смерти, которая тоже вряд ли была естественной. В частности, эти сведения содержатся в церковных песнопениях, утвержденных в честь как раз-таки упомянутых мучеников.

Интересно, что обретение мощей святых супругов - мучеников иже во Евгении, произошло тоже по Божьему промыслу. Некий Каллиграф Николай, служивший клириком, уже после того, как останки мучеников, погребенных в Евгении, были обнаружены на месте захоронения и извлечены из земли по указу святителя Константинопольского Фомы, получил откровение. В нем сообщалось, что среди тел находятся и останки одного из апостолов Андроника, а также его жены - святой Иунии. В честь святого Андроника и был назван храм, построенный на месте захоронения Евгениевых мучеников: «Божественный Андроник… и по кончине источает исцеления верою приступающим честному его храму, и всем испрошает верным велию милость» (Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая).

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 7 марта, Обретение мощей мучеников, иже во Евгении

Автор: Пономаренко Надежда

Информация в данной статье носит ознакомительный, а не рекомендательный характер. Пожалуйста, не занимайтесь самолечением, обязательно консультируйтесь со специалистом.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в Яндекс.Дзене и ставить "Понравилось"!